ITALIA PITTURA - ЖИВОПИСЬ ИТАЛИИ |
||
Giorgio De Chirico - Джорджо Де Кирико 1888-1978
|
||
Родился в
Греции, в итальянской семье. С
1906 г. учился в Мюнхене. Находясь
в непосредственном контакте с
немецкой культурой,
познакомился с философией
Ницше, Шопенгауэра, О.Вейнингера
и испытал сильное влияние
живописи Арнольда Бёклина и
Макса Клингера, к которому
добавлялись реминисценции
античного мира в форме
сценографической
реконструкции. Подтверждением
этому явились первые
произведения : "Марина" (1908),
"Битва лапитов и кентавров"
(1909), "Раненый кентавр" (1909),
в которых прослеживается
влияние тематики Бёклина. С 1910
г. де Кирико в Париже,
поддерживает дружеские
отношения с П.Валери и Г.Аполлинером,
оставаясь, однако, в стороне от
кубизма и в целом от
авангардистских течений, в
отношении которых всегда был
настроен полемично. Он ищет
свою живописную манеру
самостоятельно, связывая
воедино элементы разного
происхождения и представляя
свои "онирические",
сюрреальные видения как
бегство, уход из времени. В 1916 г.
в военном госпитале в Ферраре
знакомится с Карра, из этого
знакомства рождается теория о
связи живописи с метафизикой,
которую, по его собственным
словам, Де Кирико исповедовал
еще в Париже. Уже в 1912 г. (в
картинах "Движущаяся статуя",
"Загадка времени", "Большая
башня") он определяет
пространство посредством
архитектурных элементов,
которые представляются
проспективными кулисами,
пустыми и необитаемыми;
архитектурный фон не имеет
функции "сканирования",
разделения пространства, а
служат только лишь как элемент
магической суггестии, внушения.
Элемент перспективы
сохраняетс в последующих
картинах; в "Римских виллах"(1922)
вкус к археологии еще более
очевиден. Полотна без
перспективы ("Священные овцы"
(1919) и ряд картин под названием
"Метафизические интерьеры"
(1916-18)) заполнены объектами,
описанными подробнейшим и
бесстрастным образом,- это
предметы повседневного
обихода, помещенные в чуждый им
пространственно-временной
контекст. Появляется манекен,
идея которого была подсказана,
по словам художника, драмой его
брата Альберто Савинио ("Chant
de la mi mort", 1914), из которой
заимствован персонаж "Человек
без лица". Эмблематический
современный человек-робот,
каким он появляется в картинах
"Беспокойные музы" (1916),
"Великий метафизик", "Гектор
и Андромаха" (1917), с
композиционной точки зрения
манекен представляет собой
интересную гамму пластических
возможностей. С 1918 г. Де Кирико
сотрудничал с Савинио и Карра в
журнале "Пластические
ценности", которым руководил
М.Бролио, провозглашавшим
возврат к истокам итальянской
живописи. Вместе с художниками,
сотрудничавшими с журналом (Карра,
Мелли, Мартини, Соффичи и
Моранди) Де Кирико выставлялся
в 1921 г. в Берлине и в 1922 во
Флоренции. В 1925 г. в Париже
участвовал в первой выставке
сюрреалистов. Позднее,
отказавшись от некоторых из
своих картин, продолжил поиски,
в которых сочетались
техническое мастерство и
увжение традиции, интерес к
археологии ("Лошади", 1952) и
к барокко ("Автопортрет",
1966), неприятие современного
искусства. Наиболее ярким
периодом творчества Де Кирико
остается все же так наз. "метафизический",
когда был намечен путь
творческих исканий, к которому
присоединились немецкий
магический реализм и
итальянская живопись
двадцатого века, а также, в
некоторых чертах, еще и
сюрреалисты (Магритт, Танги,
Эрнст, Дали).
|
Метафизический мир Де Кирико |
Belpaese 2000 9.2002